Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» обнародовал «Абсолютный рейтинг» лучших российских дебютов за 5 лет
Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» обнародовал «Абсолютный рейтинг» лучших российских дебютов за 5 лет
Лучшим дебютом стал фильм режиссера Виктории Фанасютиной «Солдатик» - военно-драматическая история, основанная на реальных событиях.

Для выявления лучшего дебютанта редакция провела исследование, изучив шесть факторов: кассовые сборы дебюта, количество наград, количество номинаций, рейтинг Кинопоиска, рейтинг IMDb и наличие следующего фильма у режиссёра-дебютанта.

Топ-10 российских дебютов выглядит так:

  1. «Солдатик» (2019). Режиссер: Виктория Фанасютина. Жанр: военная драма. Кол-во баллов: 80,5
  2. «Серебряные коньки» (2020). Режиссер: Михаил Локшин. Жанр: сказка/фэнтези. Баллы в исследовании холдинга: 45,5
  3. «Папа, сдохни!» (2019). Режиссер: Кирилл Соколов. Жанр: комедия. Кол-во баллов: 36,7
  4. «Собибор» (2018). Режиссер: Константин Хабенский. Жанр: военная драма. Кол-во баллов: 31,8
  5. «Китобой» (2020). Режиссер: Филипп Юрьев. Жанр: драма. Кол-во баллов: 29,9
  6. «Лёд» (2018). Режиссер: Олег Трофим. Жанр: мелодрама. Кол-во баллов: 29,6
  7. «Бык» (2019). Режиссер: Борис Акопов. Жанр: драма. Кол-во баллов: 29,1
  8. «Человек из Подольска» (2020). Режиссер: Семен Серзин. Жанр: драмеди. Кол-во баллов: 28
  9. «Давай разведемся!» (2019). Режиссер: Анна Пармас. Жанр: комедия. Кол-во баллов: 27,4
  10. «Казнь» (2022). Режиссер: Ладо Кватания. Жанр: триллер. Кол-во баллов: 23,6

Несмотря на скромные кассовые сборы (6,3 млн рублей), «Солдатик» имеет высокие зрительские рейтинги (8.0 баллов на Кинопоиске) и самое большое количество наград среди дебютов - всего на счету картины Виктории Фанасютиной 31 победа на российских и международных кинофестивалях. В центре сюжета - самый маленький сын полка, герой Великой Отечественной войны Серёжа Алешков. Он потерял всех родных, попал в действующую армию. С шестилетним мальчиком затеяли игру в солдатика, чтобы сохранить ему детство, а он, чтобы соответствовать этому почетному для него званию, стал настоящим защитником Родины.

На второй позиции топа - «Серебряные коньки». Романтическая сказка Михаила Локшина о любви аристократки и сына простого фонарщика стала самым кассовым российским дебютом в 2020 году и одним из самых кассовых фильмов года - сборы картины составляют 481 млн рублей. В 2021 году фильм стал обладателем премии «Ника» за работу художника-постановщика, монтаж и костюмы. А в 2022 - получил «Золотого орла» сразу в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы» и «Лучший монтаж».

Третью строчку занимает гротескная чёрная комедия Кирилла Соколова «Папа, сдохни» о том, как знакомство с родителями девушки превратилось в кровавую бойню. Фильм получил главный приз конкурса «Осенние премьеры» на выборгском кинофестивале «Окно в Европу». Картина также является лауреатом смотров в Чикаго, Монреале и Мехико.

Режиссёрский дебют народного артиста России Константина Хабенского «Собибор» занимает четвёртое место в топе. Картина о единственном успешном восстании в нацистском лагере смерти была удостоена премии «ТЭФИ - Летопись Победы» как лучший телевизионный художественный фильм, а также премий «На благо мира» и Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства.

Замыкает пятерку лидеров драма Филиппа Юрьева «Китобой» о том, как чукотский парень влюбился в американскую вебкам-модель. Фильм получил премию «Ника» как открытие года, главный приз в программе Venice Days от молодёжного жюри 77-го Венецианского кинофестиваля и сразу три награды Кинотавра: за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и диплом гильдии киноведов и кинокритиков.

В топ-10 лучших дебютов также вошли: обладатель «Золотого Орла» за лучшую музыку, микс мелодрамы и мюзикла «Лёд» Олега Трофима, победитель «Кинотавра» - «Бык» Бориса Акопова, драмеди Семёна Серзина «Человек из Подольска» и комедия Анны Пармас «Давай разведемся!» с Анной Михалковой в главной роли.

Завершает топ - детективный ребус Ладо Кватании «Казнь», получивший специальное упоминание жюри на кинофестивале в Сиджесе.

Лишь два дебюта из первой десятки можно отнести к остросюжетным жанрам - фэнтези «Серебряные коньки» и триллер «Казнь». Остальные 80% - драмы и комедии.

За последние 5 лет, согласно исследованию «Цифрового Телевидения», превалирующими жанрами в дебютах являются именно комедии и драмы (включая поджанры военной и спортивной драм, а также драмеди): из 179 картин, вышедших в 2018-2022 годах, их доля составляет 34,1% и 32,4% соответственно. Ещё 8,9% из всех дебютов относятся к мелодрамам.
Остросюжетные же жанры занимают 24%: триллер (8,4%), ужасы (7,3%), фэнтези (5%), фантастика (1,7), детектив (1,6%) и боевик (0,6%).

При этом, как свидетельствуют результаты опроса проекта «Кинозритель», проведённого по просьбе «Цифрового Телевидения» на выходе из кинозалов в крупнейших городах по кинотеатральной посещаемости (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Краснодар), зрители хотят смотреть в кинотеатрах держащие в напряжении и с непредсказуемым финалом фильмы. Эти характеристики чаще всего относятся к таким жанрам, как триллер и детектив.

Вот что отвечали зрители на просьбу описать тремя словами фильм, который они хотели бы увидеть:
Захватывающий, интересный, держащий в напряжении, непредсказуемый сюжет /финал – 50%

С хорошими, любимыми, известными актёрами – 26%

Весёлый, смешной / комедия – 26%

Зрелищный, красочный, для просмотра на большом экране, 3D – 17%

Экшн, приключения, боевик – 11%

Фантастика/ спецэффекты – 11%

Триллер / ужас / мистика – 9%

Глубокий, со смыслом, наводящий на размышления – 9%

Режиссёр (хороший, любимый, известный) – 7%

Семейный фильм, детский/мультфильм/аниме – 6%

Чтобы изменить ситуацию, увеличив количество жанровых дебютных фильмов, 16 декабря Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» при поддержке Министерства культуры РФ провел в Москве конференцию, посвящённую жанровому и остросюжетному кино «Лаборатория саспенса».

В рамках мероприятия состоялся питчинг проектов жанровых фильмов молодых кинематографистов со всей России, а также мозговой штурм «7 шагов к прорыву в остросюжетных дебютах».

В экспертном совете «Лаборатории саспенса»: режиссёр, лауреат кинофестиваля в Карловых Варах, основатель киностудии «Класс коррекции» Иван И. Твердовский, продюсер, генеральный директор киностудии «ВГИК-Дебют» Фёдор Попов, основатель кинокомпании «QS FILMS» Иван Капитонов, продюсер, исполнительный директор Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), генеральный продюсер продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрий Якунин и заместитель генерального директора, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение», киножурналист, продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино Иван Кудрявцев.

Миссия проекта – содействовать развитию дебютного жанрового кино, вдохновлять начинающих кинематографистов и опытных продюсеров на смелые совместные творческие эксперименты.

16 декабря